В Сириусе сформировались тревожные общественные тенденции, которые могут повторить скандальную ситуацию 2013-го года в Ейске – считают эксперты. На громкое судебное заседание пришло более полутора сотен человек.
Не митинг, и не пикет, но уже массовое уличное недовольство
В Адлерском районном суде на днях состоялось первое слушание дела по изъятию земельного участка под приютом для престарелых людей в Сириусе. 2 ноября у зала Адлерского суда массово собрались жители, желающие узнать, что происходит и присутствовать на судебном заседании. Однако, на встречу к российской Фемиде были допущены только полтора десятка человек. Тем не менее, оставшиеся за порогом люди не стали расходиться по домам и выразили массовую озабоченность действиями властей. Дело в том, что в настоящее время, гражданам Эксузяну и Осколкову, построившим на своей земле приют для престарелых и храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя, предъявлен иск о взыскании с них 230 млн рублей за причинённый вред окружающей среде, в том числе беспозвоночным червям.
В свою очередь, меценат Сурен Эксузян называет ситуацию с иском о сносе зданий и изъятии земельных участков попыткой рейдерского захвата, которая проводится епископом сочинским Германом. В своих видеообращениях и открытых письмах на протяжении нескольких месяцев благотворитель рассказывает о том, что именно сочинский владыка является главным бенефициаром изъятия приютских зданий. Тем более, что ранее Сочинская епархия в своем официальном комментарии неосторожно сообщила, что о сносе зданий речь не идёт.
Напомним, что приют для престарелых и храм в Сириусе строится по благословению митрополита Исидора, Святейшего Патриарха Алексия II, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по инициативе семьи Эксузян, пожертвовавших своим земельным участком и средствами.
Люди на улице дождались окончания судебного заседания и попросили Эксузяна рассказать о его итогах. Видеозапись общения мецената с православными активистами, его защитника и общественников доступна по ссылке.
Земельные истории будущего Сириуса
На прошедшем заседании суда был озвучен иск прокуратуры города Сочи, где надзорный орган требует изъятия у Эксузяна и Осколкова земельного участка площадью 2 тысячи 255 квадратных метров, находящийся у них в долгосрочной аренде на 49 лет. Упоминается в этом иске и предыдущая судьба участка – ранее здесь был участок площадью 3 тысячи 355 квадратных метров с теми же владельцами, из которого по инициативе этих граждан было выделено в пользу государства 1500 квадратных метров земельной площади под строительство собора Нерукотворного образа Христа Спасителя, который был успешно возведен к началу проведения зимних Олимпийских игр.
В настоящее время здание собора находится в собственности Краснодарского края, а здания приюта являются частной собственностью и согласно благословению Церкви по окончании строительства передаются в собственность РПЦ по завещанию. Но, как считает меценат Эксузян, епископ Герман, сочинское служение которого ещё ни разу не было отмечено строительством храма, стремится показать свою «активность» в другом: забрать здания приюта у престарелых, как он это сделал в Ейске, отобрав готовое здание у детей сирот.
Копают под приют, выроют под собор?
В ходе первого судебного заседания, касающегося изъятия у Эксузяна и Осколкова их земельного участка, Эксузян рассказал об истории создания приюта, о том, что он исполняет завет своего деда – участника Великой Отечественной войны, о строительстве богоугодного дела, и о данных благословениях патриархом Алексием II и митрополитом Исидором. Эту историю ранее рассказывали СМИ, в том числе и наша редакция.
«То, что я слышу сегодня на заседании, – не соответствует истории создания приюта и храма. Не соответствует истории, которую мы все эти годы прошли с администрацией города Сочи и Краснодарского края, Русской Православной Церковью, Адлерским районным судом и Краснодарским краевым, ГК «Олимпстрой».
В предъявленном прокуратурой города иске указано что мой дед в 1950 году не имел права строить дом и возделывать землю, выделенную ему совхозом «Восход». В 1995 и 2002 году не имел право выделить нам доли из своего домовладения. В 2006 году Администрация Адлерского района города Сочи не имела право выделить нам земельный участок в аренду, фактически используемый нами к тому моменту на протяжении 55 лет. В 2012 году администрация города Сочи не имела право изменять вид разрешённого использования участка с ИЖС на «Для размещения олимпийского объекта «Культурно-исторический центр в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской низменности Адлерского района г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)». На основании этого, администрация Краснодарского края, соответственно, не имела право принимать этот участок в краевую собственность и регистрацию права, на внесение объекта «Культурно-исторический центр» в краевую программу олимпийского строительства. Оплачивать работы по проектированию и строительству объекта и прилежащей инфраструктуры, а также передавать объект Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование», – сообщил Эксузян в суде.
Таким образом, Эксузян, надо полагать, дал понять, что если у властей есть претензии к зданиям приюта и к тому, что они навредили окружающей среде и почвам с червями, то таким образом властями создаются аналогичные поводы для сомнений и в адрес стоящего рядом «олимпийского» храма, где накануне зимней Олимпиады 2014 года в богослужении принимали участие спортсмены олимпийских сборных и Президент России Владимир Путин.
Возмещение червям?
Кроме возвращения находящихся в долгосрочной аренде земель, прокуратура потребовала от Эксузяна и Осколкова возместить ущерб от использования ими этого участка в размере 157 миллионов 601 тысячи рублей. Кроме того, за вред, нанесенный почвам и почвенным беспозвоночным (кроме червей, которых сочинцы добывают на своих огородах для рыбалки, ничего на уме не приходит – «Сочи Стрим») с ответчиков просят дополнительно взыскать еще 74 миллиона 871 тысячу рублей.
Таким образом, кроме возможной потери земель и зданий в Сириусе, православному меценату Сурену Эксузяну, за его многолетний труд по созданию социального учреждения, за реализованную инициативу строительства православного собора и за безвозмездно переданный под этот собор участок, грозит еще и выплата компенсации государству, общим объемом в 232 миллиона 472 тысячи рублей.
«Оттолкнуть не имею права…»
Далее меценат выразил свои опасения по поводу социальных настроений:
«Людей, которые ко мне сегодня приходят с вопросами и опасением, коль уж с приютом и храмами так поступают, то как завтра поступят с ними? Оттолкнуть не имею права. И от дня ко дню их число будет, естественно, увеличиваться. Они отчётливо понимают, что завтра придут к ним во дворы, к их старикам и детям», – пояснил суду Сурен Эксузян.
В ходе своей речи меценат Эксузян высказал разочарование действиям властей Сириуса, пояснив, что они, по его мнению, действуют в интересах третьих лиц и вразрез с политикой Президента России:
«Вместо того, чтобы поддержать инициативу граждан, пожертвовавших своим земельным участком, и в течении 18 лет созидающих благое дело организации приюта для престарелых людей, который в рамках строительства олимпийского объекта, Культурно-исторического центра в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя, был поддержан высшим руководством страны, и, исходя из этого, подойти не по формальному признаку, а предварительно разобраться во всех деталях этого дела, администрация федеральной территории «Сириус» вручает нам исковое заявление о сносе зданий и в течении 12 месяцев не отвечает ни на одно наше официальное обращение.
Таким образом, на нашем примере, представители отдельных властных структур города Сочи и федеральной территории «Сириус», по существу, саботируют достижение определённых Президентом целей, а именно – о необходимости не формального подхода, а тщательного разбирательства в каждом отдельном случае».
«Мы выполняли государственную задачу…»
В своей речи в суде Эксузян сообщили о своем отношении к иску, направленному прокуратурой:
«Я прошу суд учесть мое обращение и приобщить к делу то, что составляет для нас самое священное, — историю. Историю, которая смотрит на нас с военных билетов и фотографий наших дедов. С разрешения администрации, благословения Патриарха и Митрополита. С визита Президента, где я возле него стоял в храме, построенного на земле моего деда, где Вы, уважаемый прокурор, утверждаете, что мы навредили окружающей среде.
Мы не вредили окружающей среде, а на протяжении 73 лет удобряли её своими трудами, а в последствии украсили её одними из самых красивых, зданиями и сооружениями города, православного приюта и храма, жертвой действительно драгоценной для нас. У нас больше нет земли, которая связывала бы нас памятью о деде и проведённой здесь жизни и благодаря нашей жертве это место стало святым. А ещё, мы к началу проведения зимних Олимпийских Игр, выполняли государственную задачу. В таком случае подача иска в таком виде, с Вашей стороны разве не саботаж? А как ещё прикажете расценивать Ваши действия, когда это уже повлекло массовое возмущение граждан, происходящее во время специальной военной операции и накануне выборов в Президенты страны?», – говорится в официальном тексте правовой позиции Эксузяна, приобщенной к материалам дела.
С полным текстом правовой позиции Эксузяна можно ознакомиться по ссылке.
Ейские истории Епископа Германа: первый упраздненный приют
Растущее социальное недовольство в Сириусе, о котором часто упоминает Эксузян, и о котором мы писали в начале публикации, имеет, надо полагать, корни в предыдущем служении епископа Германа в Ейской епархии. Если принять во внимание аргументы Эксузяна, что именно епископ Герман является главным организатором гонений на здания и земли православного приюта в Сириусе, то аналогичная ситуация развивалась с православным приютом в Ейске. Правда, если в Сириусе хотят ликвидировать практически построенный приют для престарелых людей, то в Ейске епископ Герман под свою рабочую резиденцию, скажем так, «перепрофилировал» приют для детей из малоимущих семей. Это произошло в 2013-ом году.
О ситуации вокруг этого православного приюта «Сочи Стрим» рассказал ейский журналист Пётр Апошлянский:
-Пётр, читали Ваши новости и статьи по поводу событий в Ейске десятилетней давности. Можете рассказать сочинцам и жителям Сириуса, как события с епископом Германом развивались у вас?
-У нас в Ейске события развивались практически по той же схеме, как сейчас в Сириусе. При городском храме Михаила архангела наш батюшка отец Серафим на средства благотворителей построил здание православного приюта для сирот и детей из малообеспеченных семей. Хорошее добротное здание, с красивым благоустройством вокруг: лебеди в пруду, ручные белки, цветы. Уголок рая на земле, как казалось нашей общине.
Задача была простая: воспитывать ребят до подросткового возраста, с участием братьев казаков, а после определять их в кадетские корпуса, давать деткам путевку в жизнь. Но тут была создана Ейская епархия в город приехал владыка Герман, который сразу положил глаз на здание приюта.
-А зачем оно ему понадобилось?
-Нужно было где-то сидеть самому, свою команду разместить, кабинеты, офисы, резиденция. А тут практические все готово. Заходи и властвуй. Естественно, эти идеи в нашей общине не поддержали, и благотворители собирали средства и строили здание не на резиденцию Герману, а на приют для детей. Не найдя понимания люди епископа устроили рейдерский захват всего храмового комплекса.
-Как именно это было?
-Третьего января 2013 года я сидел в редакции, работал с текстами. Раздается звонок: сообщают, что приехали люди, захватывают храм и здание. Я побежал к храму. Туда уже зашлю люди Германа и первым делом взяли кассу в церковной лавке. Тут прибежало множество людей – община у нас была дружная и сплоченная. Поэтому первую атаку рейдеров мы тогда отбили. День для захвата был выбран, как я понимаю, заранее. Люди Германа дождались, когда наш батюшка отец Серафим будет в отъезде. Затем люди встали на посменное дежурство и где-то два-три дня держали оборону в храме и на приходе. На ночь один из предпринимателей перегораживал двери своим большим автомобилем.
-И что дальше?
-А потом на приход явился сам Герман, начал разговаривать с народом. Но все были научены первой попыткой захвата и заявили, что будут ждать своего священника и его распоряжений. Еще примерно через пару дней на храмовый комплекс заявились бородатые бугаи: может из монастыря какого-то, или какой-то ЧОП особый. Но с виду – спецназовцы с подготовкой. Они выдавили наших старушек и заняли первый храм. Тут и мне досталось. Эти люди начали пилить болгаркой замок, а я начал снимать это на видео. В итоге один мужчина в рясе, позже я выяснил что это человек из окружения епископа, бросился на меня и начал бить головой о стену.
Только через несколько дней наш батюшка Серафим смог вернуться на приход. Мы очень тепло его встретили. До этого люди дежурили в здании, где давались благотворительные обеды для малоимущих. Там же, на территории, был и дом, где жили опекаемые общиной местные одинокие старики. Отец Серафим сообщил нам, чтобы мы забирали мебель и переносили ее в соседнее здание, и что он будет строить новый храм.
-Сумели построить?
-Конечно. За месяц. Работали сменами. Кто не мог помочь личным трудом и техникой – помогал деньгами. В это время отец Серафим, которого Герман запретил в служении, получил благословение на совершение служб, обрядов и таинств от сербского патриарха, а затем стал священником Русской Православной церкви за рубежом. Сейчас нашего батюшки, увы, уже нет в живых. Как нет и его детища – детского приюта. Сейчас там, как и при Германе, епархиальный офис. Кабинеты! А ведь звучали раньше детские голоса!
Поэтому, мы с тревогой наблюдаем, как ейские шаблоны наш, слава Богу, уже бывший епископ, реализует в Сириусе. Не думайте, что ваша ситуация локальная. Она на виду и широко обсуждается.
Экспертиза с червоточиной
Когда этот материал готовился к публикации редакции «СочиСтрим» стали известны новые подробности, связанные с судебным разбирательством вокруг земель под приютом Св. Иоанна Предтечи. Они касаются проведенной экспертизы ущерба тем самым пресловутым почвенным беспозвоночным червям, которых на протяжении 18 лет строительства приюта, надо полагать, нещадно попирал и истреблял меценат Эксузян.
Так вот, по мнению адвокатов Эксузяна эксперт АНО «СКЦСЭИ», привлеченный для проведения экспертизы, а это некая Наталия Леонидовна Б., выполнившая исследование №105/23-27.1, которое привлечено к материалам дела по отъему земель, скажем так, не может выступать в качестве специалиста по данному вопросу и ее выводы не могут быть использованы в суде в качестве доказательств.
Так, Наталия Б. в сведениях о себе указала, что имеет стаж работы более 29 лет, тогда как она официально сообщила, что только в 2000 году окончила КубГТУ по специальности «Экономика и управление на предприятии». Таким образом, полагают адвокаты, уважаемая Наталия Леонидовна должна была начать свой трудовой стаж еще будучи юной жительницей Кубани, как минимум – на школьной скамье. Кроме того, в 2007 году эта же трудолюбивая с раннего детства дама прошла профессиональную переподготовку по специальности «Оценка предприятия (бизнеса)», указав данные недействительного квалификационного аттестата №000020-026 от 24.04.2015 г, будучи исключенной из членов «Русского общества оценщиков» (РОО) в связи с нарушением оценщиком-членом РОО (рег. № 004074) Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Положения о членстве в РОО, – сообщили адвокаты Эксузяна.
Таким образом, надо полагать, прокуратурой суду было представлено, мягко скажем, не имеющее силу экспертное заключение, которое не может рассматриваться в качестве доказательства. Более того, защита Эксузяна не исключает и того, что в данном случае может иметь место и намеренный подлог доказательств, что, весьма вероятно, обещает стать предметом отдельного разбирательства.
Ранее мы уже обращали внимание на еще один подложный документ, фигурирующий в судебных спорах вокруг приютских дел. Это фейковое письмо жителя Сириуса Георгия Т., который, якобы, написал в адрес целого ряда правоохранительных структур обращение с просьбой проверить законность существования зданий приюта Св. Иоанна Предтечи в Сириусе. Но основании этого обращения был проведен целый ряд проверочных мероприятий, вылившихся в судебное разбирательство. Сам Георгий Т., которому стали по почте поступать официальные ответы силовых и проверяющих ведомств, отрицает факт написания данного письма и требует от руководителей целого ряда ведомств проведения расследований по использованию его имени и персональных данных в подметном письме.
PS Редакция портала «Сочи Стрим», учитывая, как нам кажется, несколько нездоровые общественные настроения, развивающиеся вокруг ситуации с приютом Св. Иоанна Предтечи в Сириусе, направила редакционный запрос управляющему делами Московской Патриархии митрополиту Григорию Воскресенскому (ранее служившему на посту руководителя Кубанской митрополии и, уверены, хорошо знакомого с событиями в ейске и Сириусе) с просьбой дать церковную оценку событиям, изложенным в данном материале.